От состояния и целостности дорожного покрытия напрямую зависит безопасность автотранспортного движения. Оно влияет на максимальную скорость машин на дороге, расход топлива и объем выброса в окружающую среду продуктов его сгорания. Поврежденное дорожное полотно может вызвать преждевременный износ транспортного средства, а также приводит к излишней утомляемости водителя.
Именно поэтому так важно своевременно проводить ямочный ремонт, устраняя возникающие дефекты.
Технологии выполнения ямочного ремонтаКоличества наземного транспорта растет из года в год. Из-за этого на дорожные покрытия оказываются все большие нагрузки, которые приводят к его преждевременному разрушению. Решением проблемы является ямочный ремонт. Но такие работы делегируют лишь профессионалами, в противном случае дорожное полотно будет разрушаться и далее.
Суть ямочного ремонта, в отличии от полного
асфальтирования дорог, заключается в заполнении больших трещин и имеющихся выбоин предварительно подготовленной битумной массой. Это разрешено, когда повреждения дорожного покрытия составляют более 15% от всей площади трассы или шоссе.
Существует несколько технологий выполнения ямочного ремонта, которые различаются используемыми составами:
- горячая смесь;
- холодный асфальтобетонный состав;
- литой асфальтобетон.
Иногда может применяться методика инфракрасного ремонта асфальтного покрытия или инъекционная технология.
Оптимальный вариант ямочного ремонта дорожного полотна подбирается с учетом погоды и степени повреждения асфальта. Работы проводятся, когда воздух стабильно прогревается до +4 °С.
Подготовительные работыК обработке выбоин битумным раствором можно приступать лишь после выполнения ряда подготовительных работ:
- Разметка ремонтируемого участка дороги. Обязательно захватывается часть целого дорожного полотна.
- Демонтаж асфальта в месте образования выбоин. Работы проводятся с помощью пневматического отбойного молотка или по методу холодного фрезерования, что позволяет сразу получить ровные стенки.
- Удаление мусора.
Использование для ямочного ремонта горячей смесиСостав горячей асфальтобетонной смеси может варьироваться от типа дорожного покрытия, где производится ремонт покрытия. Она должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84. Масса производится в установках, оснащенных механизмом перемешивания. Использовать битум с минеральными материалами можно лишь в разогретом виде. Поэтому он должен быть доставлен к месту проведения ямочного ремонта и выложен максимум за 5 часов с момента нагрева.
Применять горячие асфальтные смеси рекомендуется при +5 °С, осенью – от +10 °С. Температура самой битумной смеси не менее +10 °С. Допускается выполнение ямочного ремонта при 0 °С только при соблюдении ряда правил:
- толщина предусмотренного слоя не менее 4 см;
- в смесь добавляются ПАВ.
Для улучшения качества ямочного ремонта дорог можно предварительно разогреть поверхность дорожного полотна. Для этого применяется самоходный асфальторазогреватель. Он способен прогреть выбранный участок асфальта до +200 °С. Такую спецтехнику можно применять и для просушивания асфальта перед ремонтом после дождя.
Ямочный ремонт горячей смесью выполняется в несколько этапов:
- Ограждение участка и перенаправление потока транспорта.
- Очистка от загрязнения, мусора и разметка поверхности.
- Нарезка контуров с помощью швонарезчика или ручных фрез.
- Удаление старого дорожного покрытия, очистка дна ямы и стенок.
- Разогрев поверхностей газовой горелкой.
- Обработка вяжущими составами.
- Укладка, выравнивание и уплотнение асфальтной смеси.
- Сбор и вывоз мусора.
- Снятие средств ограничения движения автомобилей.
Преимущества использования холодной смесиХолодные асфальтобетонные смеси можно применять даже зимой во время морозов. Они подготавливаются заранее и хранятся в герметичных упаковках. Холодные смеси делятся на несколько разновидностей:
- с эмульсией немедленного применения;
- складируемая органоминеральная смесь;
- эмульсионно-минеральные составы.
Холодная смесь состоит из асфальта с добавлением битума (до 4,5% от объема используемого щебня) и модифицированных добавок (до 20% от объема битума). Технология выполнения ремонта поэтапно соответствует укладке горячей асфальтобетонной смеси. При этом холодная обладает рядом преимуществ:
- может использоваться при любой погоде;
- экологична, создает минимальный парниковый эффект;
- не требует привлечения крупной спецтехники;
- минимальные трудозатраты;
- возможность ввода участка в эксплуатацию сразу по окончанию ямочного ремонта.
Среди недостатков холодной смеси можно выделить только ее высокую стоимость по сравнению с горячей.
Техника, используемая для ремонта дорожного полотнаИспользуемое оборудование можно разделить на 4 типа по назначению:
- Машины для нарезки карт. Сюда относятся ручные нарезчики швов и фрезы на базе самоходных машин. Удалить старое дорожное покрытие можно и с помощью отбойного молотка.
- Машины для очистки и просушки карт. В эту категорию входят механические щетки и воздуходувки.
- Устройства для предварительной подготовки (нагрева) материала. Для повторного использования асфальтной смеси необходим рециклер. Чтоб разогреть эмульсию и битум применяют битумоварки.
- Устройства для уплотнения смеси. На участке можно использовать виброплиту, ручной или самоходный каток.
Контроль за выполнением работЯмочный ремонт должен проводиться в соответствии с ГОСТ Р 50597-93. При выборе подходящего способа нужно ориентироваться на следующие критерии:
- высокое качество заделки выбоин (соответствие требования по плотности, шероховатости, ровности покрытия);
- наличие в ближайшей доступности необходимого для ремонта оборудования и сырья;
- оперативность выполнения работ с возможностью быстрого восстановления автомобильного движения;
- оптимальное соотношение стоимости и качества ямочного ремонта;
- возможность использования подходящего способа в зависимости от погодных условий;
- длительный срок службы отремонтированного участка.
Запрещено выполнять ямочный ремонт в период повышенной влажности воздуха. Это оговорено требованиями СНиП 3.06.03-85.